GEOpoesia.ru

сайт  геопоэзии




Карамзин о Германии



  см. также стихи о Германии >>  


Геопоэзия  :  Карамзин о Германии



- 2 -


-----

 

картины Юлия Романа:1 Пана, который учит на флейте молодого пастуха; играющую Цецилию, окруженную святыми, и проч. - Веронезовы:2 "Воскресение", "Похищение Европы", и проч. - Караччиевы:3 "Гения славы", летящего по воздуху; "Марию с младенцем, Матвеем и Иоанном", и проч. - Тинторетовы:4 "Аполлона с музами",

 

-----

1 - Юлий Роман, лучший Рафаэлев ученик, имел плодотворное воображение и был весьма искусен в рисовке. Все фигуры его вообще очень хороши. Только жаль, что он следовал антикам более, нежели натуре! Можно сказать, что рисунки его слишком правильны и оттого все его лица слишком единообразны. Тело он писал кирпичного цвета, так, как Микель-Анджело, и краски его вообще темны. Он родился в 1492, а умер в 1546 году.

2 - Картины Павла Веронеза превосходны по живости и приятности фигур и по свежести красок. Натура была образцом его; однако ж, как великий художник, умел он исправлять ее недостатки. - Между прочим, рассказывают об нем следующий анекдот. Однажды в окрестностях Венеции застала его на дороге буря с дождем, и он принужден был требовать убежища в загородном доме прокуратора Пизани, который принял его так ласково и дружелюбно, что живописец не мог выехать от него несколько дней. В то время написал он тихонько Дариеву фамилию (картину, на которой изображено двадцать фигур во весь рост) и спрятал ее под кровать; а прощаясь с хозяином, сказал ему, что он оставил там нечто в знак своей благодарности за его угощение. - Он родился в 1532, а умер в 1588 году.

3 - Немногие из живописцев имели такое плодотворное воображение, как Аннибал Караччи, и немногие превзошли его в рисовке; а в последних его картинах, писанных в Риме, и самые краски очень хороши. Лучшее произведение его кисти есть Фарнезская галерея в Риме, над которою он восемь лет трудился и за которую заплатили ему весьма худо, для того что у него было много завистников и неприятелей. Он родился в 1560, а умер в 1609 году. Его погребли подле Рафаэля, которого он любил более всех живописцев.

4 - Тинторет, венецианский живописец, старался в своих картинах соединить вкус Микеля-Анджело с Тициановым, то есть первому подражал он в рисунках, а второму в красках. (Тициан считается первым колористом в свете.) Картины его весьма неравной цены, и потому говорили о нем, что он пишет иногда золотою, иногда серебряною, а иногда железною кистию. Он родился в 1512, а умер в 1594 году.

-----

 

"Падение ангелов", и проч. - Бассановы:1 "Израильский народ в пустыне", "Ноево семейство", и проч. - Джиордановы:2 "Похищение сабинок", "Умирающего Сократа", "Сусанну в купальне", и проч. - Розовы:3 собственный его портрет и ландшафт с деревьями, где сидящий старик говорит с двумя стоящими, - Пуссеневы:4 "Ноево жертвоприношение", ландшафт с двумя сидящими нимфами и с Нарциссом, который смотрится в воду, и еще другой, где спит нагая нимфа, которую рассматривают из-за дерева двое мужчин, - Рубенсовы:5 сидящую Марию с младенцем, которому ангелы подают плоды; "Страшный суд", "Христа, спящего на корабле во время бури", "Похищение Прозерпины", "Пьяного Силена с нимфами", "Венеру с Адонисом", "Наказываемого Купидона", которого одна женщина держит на руках, а другая сечет лозою;

 

-----

1 - В Бассановых картинах надобно удивляться живости красок, а в рисовке был он не весьма искусен, подобно всем венецианским живописцам. Тело писал очень живо, а платье нехорошо. Ландшафты его прекрасны. - Он родился в 1570, а умер в 1592 году.

2 - Во всех Джиордановых картинах видна отменная легкость кисти; но как он писал слишком много, то почти все картины его недоделаны, и вообще рисовка не очень правильна. Главною его моделью был Павел Веронез; но он умел подражать всем лучшим живописцам, так что самые знатоки иногда обманывались и принимали его подражание за оригинал. - Он родился в Неаполе и 1632, а умер в 1705 году.

3 - Салватор Роза, неаполитанский живописец, писал лучше ландшафты, нежели исторические картины. Фигуры его по большей части неправильны, однако ж в них видна смелая кисть и отменная живость. Деревья, горы и вообще всякие виды писал он прекрасно. Родился в 1615, а умер в 1675 году.

4 - В картинах Николая Пуссеня, славного французского живописца, видны высокие мысли и живое выражение страстей; рисовка его правильна, но краски не очень хороши. В сем подобен он римским живописцам, которые вообще не уважают колорита. Ландшафты его прекрасны. Он родился в 1594, а умер в 1663 году.

5 - Рубенс по справедливости называется фландрским Рафаэлем. Какой пиитический дух виден в его картинах! Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья! Он никак не хотел подражать антикам и писал все с натуры. К совершенству его картин недостает той правильности в рисовке, которою славится римская школа. - Рубенс способен был не только к живописи, но и к важным государственным делам и, будучи посланником в Англии, умел согласить Карла I на мир с Испанией. Возвратясь во Фландрию, женился он на Елене Форман, славной красавице, которая часто служила ему моделью. Он родился в 1577, а умер1640 году.

-----

 

"Нептуна, укрощающего море ", и проч. - Фан Диковы1 изображения королей Карла II и Якова II; Иеронима, у ног которого лежит лев, и проч.- и, наконец, Менгсовы, которых очень много. Между прочими картинами есть прекрасные перспективы и такие живые изображения винограда и других плодов, что хочется их взять. - Самые лучшие картины перешли в Дрезденскую галерею из Моденской, например Корреджиева "Ночь". Август III, польский король, был великий любитель живописи и не жалел денег на покупку хороших картин.

Надзиратель сказывал, что за несколько недель перед тем украли из галереи картин десять, и притом самых лучших; но что, к счастью, воров скоро отыскали, и картины возвратились на прежнее свое место. - Выходя, вручил я господину надзирателю голландский червонец.

Надобно было еще видеть так называемую зеленую кладовую (das Grune Gewolbe), или собрание драгоценных камней, которому в целом свете едва ли есть подобное; и, чтобы взглянуть на этот блестящий кабинет саксонского курфюрста и после сказать: "Я видел редкость!", надобно заплатить голландский червонец. Мне сказывали, что один знатный француз, смотря на камни, сказал курфюрсту: "Хорошо, очень хорошо; а что это стоит вашей светлости?"



 


  ещё по теме >>  




Раздел Карамзин о Германии > глава Карамзин о Германии, фотографии, карты





  Рейтинг@Mail.ru