GEOpoesia.ru

сайт  геопоэзии




Для доклада об Индии



  см. также стихи об Индии >>  


Геопоэзия  :  Для доклада об Индии



- 13 -


- Если позволите, объясню и укажу, и, право, это не будет стоить большого труда. Вы забываете, что, сокрушив достоинство человека эпитетом "автомата", быть может из сожаления к недозревшей до его великих идей публике, к маленьким слабостям меньшей и неученой братии, то есть тех, которые (говоря языком Герберта Спенсера) "не поспевают за современным быстрым движением завоевателей на почве естественной истории и поэтому отстают от физических наук", - Гексли тут же снисходительно добавляет нечто весьма странное. Называя человека "автоматом", он между тем великодушно допускает, что эта машина "одарена до известной степени свободной волей, так как во многих случаях человек способен поступать согласно с собственными желаниями...".* [*Fortnightly Review, ibid., стр. 577.] Не так ли, если помните?

- Кажется, так... - смущенно заявляет pince-nez.

- А если так, то мы должны думать, что эта оговорка является лишь ради общего предрассудка и подносится профессором публике в виде сахара на горькой пилюле; потому что ведь иначе выходит, что наш Гексли, величайший из современных ученых, просто противоречит сам себе... И однако даже и вы должны согласиться, что человек одарен свободною волей?..

- Конечно. Но в чем же вы видите тут такое великое противоречие?

- Неужели же вам не совершенно ясно, что этим добавлением, этой, по-видимому, простой оговоркой Гексли, вроде японского самоубийцы, сам накладывает на себя, как и на свою теорию, руки, и что так ловко придуманное им выражение "автомат" является через эту несчастную для него оговорку чистой нелепостью?.. Сперва, по его уверению, человек в буквальном смысле, и не менее лягушки и кролика, есть не чтo иное, как условие, влияющее на течение дел (Phisycal Basis of Life). В итоге получается то, что человек остается, после этого ученого объяснения, тем же, чем всегда был, то есть мыслящим и одаренным свободной волей существом. Этот одаренный свободной волей "автомат" является интересной и, конечно, неожиданной новостью в области физических наук, как заметил его оппонент д-р Элам. Потому что ведь ни скептику, ни верующему никогда не может придти в голову, что свободная воля есть что-либо иное, кроме простого свойства поступать по собственной воле!.. Таким образом "автомат" рассыпается в прах, и мы видим, что Гексли недурно было бы поучиться логике у нашего Кaнады и других философов, которых вы так презираете.

- Прекрасно... положим, что в этом вы правы... - бормотал огорошенный магистр. - Но вот возьмем другой пример... Тиндаля, который говорит существенно то же самое: "Материя и только одна материя содержит в себе все обещания, все могущество земного бытия!", объявлял он в 1874 г. перед отборнейшей и ученейшей публикой в мире, на Белфастском собрании. Это счастливое выражение: "In matter I discern the promise and potency of all terrestrial life", вызвав на Тиндаля злобу всех отсталых фантазеров, облетело теперь весь свет... оно сделалось настоящим лозунгом физики!..

- Но совершенно напрасно привело в трепет ужаса весь верующий мир, - можете добавить. Подобно Гексли, Тиндаль в другой лекции сам опровергает свое "счастливое выражение". Не угодно ли вам заглянуть в его Scientific Materialism, ответ на критику (д-р Мартино) этого самого, поднявшего мир на дыбы, выражения. Там он совершенно ясно сознается в том, что наше внутреннее "сознание" (consciousness) принадлежит "совершенно к другому классу явлений, соотношение коего с физической наукой немыслимо", и тут же, разделяя явления природы уже на два, а не на один класс, почтенный материалист начинает рассуждать о той (между обоими классами) бездне, перешагнуть которую невозможно и которая так и "останется навеки непроходимой в умственном смысле (intellectually impossible)..." Где же оно теперь? Куда девалось это пресловутое всемогущество его материи?..

Пандиты переглядывались. Видно было, что нашла коса на камень. Слышать, как двух таких патриархов науки, каковы Гексли и Тиндаль, обвиняют в том, что они сами еще не знают, чему желают учить других, и не быть в состоянии заступиться за этих пророков положительных наук, и грустно и обидно. Наша партия торжествовала...

- А теперь, - продолжал такур, - позвольте и мне, в свою очередь, цитировать слова другого не менее ученого и столь же известного, как и те два ученые, натуралиста, - в подтверждение шаткости их теорий. Вспомните, что говорит Дюбуа-Реймон о явлении сознания: "Совершенно и навеки остается непостижимым, чтобы данное количество атомов углерода, водорода, азота и кислорода могли являться науке иначе, как безусловно пассивными (indifferent) к своему положению и движениям и это - в прошлом, настоящем, как и в будущем". Эти слова, вдобавок, цитируются самим же Тиндалем.* [*"Fortnightly Review", November 1875, p. 585.] И к ним уже в собственных словах он добавляет следующее: "Непрерывность (continuity) между молекулярными процессами и явлениями сознания... скала, на которой материализму суждено неминуемо разбиваться при каждой его претензии считаться полной философией человеческого мышления"... И несмотря на такое полное сознание в одной статье, он в другой статье "О научном материализме" (стр. 419), не запинаясь, рассуждает об "отношениях физики к сознанию", как о чем-то "неизменном" и положительном...

- В этом его поддерживают все другие авторитеты науки... - уже робко ввернули слово пандиты, - и Вирхов тоже...

- Далеко не все, - перебил полковник спорщиков, - а только некоторые, да и те в умеренном числе.

- И, право, требуется не более самого поверхностного знакомства с физиологией и патологией, - добавил Гулаб Лалл Синг, - чтобы придти к убеждению, что не только "неизменного", но даже и исключительного отношения очень мало найдется между чистой физикой и даже физиологией, а не только между чисто психическими явлениями... Что же касается Вирхова, то он, отделав "Антропогению" Геккеля, в то же время (хотя и косвенно) отделал и тех, кто так горячо поддерживал это сочинение при его появлении.



 


  ещё по теме >>  




Раздел Для доклада об Индии > глава для доклада об Индии, фотографии, карты





  Рейтинг@Mail.ru