см. также стихи об Индии >>
Геопоэзия : Для урока географии: Индия
-
14 -
- Очень жаль, - буркнул пандит в pince-nez, - потому что в таком случае Вирхов идет против авторитета одного из величайших мыслителей своей родины, именно против Бюхнера. А ведь сам же Бюхнер говорит в "Kraft und Stoff" (стр. XXVII. Предисловие): "натуралисты все давно доказали, что за исключением сил физической, химической и механической, нет других сил в природе".
- Не сомневаюсь, что Бюхнер это говорит, как и в том, что у вас отличная память, - насмешливо ответил такур. - Да то ли еще он говорит! Вот, например, он как бы повторяет слова нашего Ману: "Материя - начало всего существующего; все естественные и умственные силы природы присущи ей (стр. 32). Природа всезарождающая и всепожирающая есть собственное начало и конец, рождение и смерть. Она произвела человека собственным могуществом и берет его к себе назад..." (стр. 88). Но Ману, говоря то же самое,* [* "Из собственной его (Брахмы) эссенции сгущается мировой эфир - материализация его воли, видимая и невидимая, осязаемая и неосязаемая материи, разлагающаяся по его дуновению на огонь, воду, землю и воздух. Из паров земных (дыхание Брахмы) зарождаются все твари и вещества органические и неорганические, из семени, брошенного в землю, оплодотворенного божественным духом и зародившегося из его собственного бесконечного и безначального вещества - всемирного семени" (Шлока, XV)... "Дав миру время развиться по законам перерождения (эволюции), верховный властелин, оплодотворяющий после каждой пралайи (периодического мирового разрушения, или, правильнее, исчезновения мира из объективного в субъективный) лучезарное яйцо природы, по окончании своих перерождений (трансформаций) снова погружается в душу вселенной - Парабрахму" (Ману, книга I). Брахма - мировое воплощение Парабрахмы, бог в образе природы. Невидимый и безо всякого образа дух оживотворяет лишь лучезарное чрево (яйцо), из которого и появляется двуполый Брахма, или творческая сила Парабрахмы, при начале каждого нового цикла.] одним простым заявлением, что все видимое зарождается от невидимой, но сознательной силы, стоит в отношении логики, как и философии, стократ выше всех Бюхнеров прошлых и будущих. Что некоторые естественники и так называемые философы уверяют нас, будто кроме этой тройной материальной силы нет других сил в природе, то это всякому известно. Но чтоб они когда-либо доказали свои гипотезы прямым подтверждением науки, это я положительно отвергаю...
- Но неужели же нам в XIX столетии предпочитать Бюхнеру и Гексли - Ману?
- Если Ману в сущности учит тому же, что и западные современные ученые, так почему бы и нет? Вы не можете не согласиться, что Ману предупреждает в своем учении почти все то, что проповедуют теперь свету гг. эволюционисты - "апостолы разума", выдавая свои теории за нечто совершенно новое. Если же Ману успевает еще и в том, на чем обрываются эти апостолы материи, и поэтому отрицают оное, то есть если он логически доказывает необходимость связи между духом и материей и устами Патанджали* [*Патанджали - основатель системы йогизма и психологического развития человека посредством постепенного изменения его физической природы.] подтверждает эту связь экспериментальными демонстрациями над самой двоякой природой человека - этого высшего тайника духа и материи - то я положительно утверждаю, что Ману стоит несравненно выше современной науки, по крайней мере во всем касающемся как чисто духовной природы, так и физиологии человека.
- Вы нам, кажется, советуете вернуться к идолопоклонству? - последовал иронически вопрос.
- Нисколько. Наши древние философы никогда не учили нас поклоняться идолам. К тому же и советовать вам это было бы напрасно, когда вы и без того воздаете честь Вишну и Шиве и другим богам, до сих пор еще не стерев их знаков с вашего лица... Если раз уж вы решили откинуть все обычаи старины, то почему же вы не расстаетесь и с этими языческими знаками?
- Это... это обычай касты... и не имеет ничего общего с верой в идолов, - бормотали переконфуженные пандиты.
- Как не имеет? Неужели вы забыли или никогда и не знали, что касты, по учению браминов, основаны самими богами; что боги первые подчиняются касте, и лица идолов украшаются ежедневно каждое знаками своей особенной секты? - неумолимо преследовал их такур.
- Но ведь и наши лучшие философы, - спорили пандиты, - вероятно, носили эти знаки... Если мы верим Дарвину и Геккелю, то, быть может, лишь потому, что эти ученые дополняют и окончательно развивают материалистические воззрения Капилы и Ману. Санкья Капилы, например, не менее атеистическая философия, нежели Геккелевская Антропогения.
- Вы, вероятно, забыли учение Капилы... Там, где Геккель видит силу и творчество в одной материи, Капила считает немыслимым что-либо приписывать пракрити* [* Пракрити - пластическая материя, природа в своем хаотическом и неявном состоянии.] без содействия пуруши.* [*Пуруша - дух неосязаемый и не проявляющийся и природе иначе, как чрез пракрити или материю, которую он оживляет.] Он сравнивает их: "пракрити" с человеком со здоровыми ногами, но безглазого и безголового, а "пурушу" - с существом с глазами и мозгом, но без ног и движения. Для того чтобы мир мог развиваться и произвести наконец человека, пуруша (дух) должен был сесть на шею безголовой пракрити (материи), и только тогда она стала одарена сознанием жизни и помысла, а пуруша получил способность двигаться ее ногами и заявить о своем существовании. Если пуруша бессилен в своих заявлениях и есть как бы одна не существующая абстракция без помощи объективной формы пракрити, то последняя и того хуже. Без содействия духа и его оживотворяющего влияния она лишь куча безжизненного навоза...
Пандиты наконец ушли, унося с собой полное убеждение в том, что мы невежественные ретрограды.
- Ну, хороша же наша ученая "юная Индия"! - говорил полковник. - У меня положительно разболелась голова от их бредней...