см. также стихи об Индии >>
-
13 -
- Такие же, как ваша палка?
- На вид точно такие. Но так как весьма мало ученых браминов, которые успевают довести до конца приготовление палки, потому что требуется более года ежедневных о ней забот, пока палка превратится в "магический жезл", то в итоге они чрезвычайно редки.
- А какие же свойства "жезла", когда он приготовлен по всем правилам?..
- Это зависит от его обладателя, так же как и в вопросах о рудракши, о тульси и других подобных этому предметах. Сообщаемые ей свойства разнообразны. Если вы спросите о них брамина-сектанта, то он вам ответит, что посредством своего дэнда он может вызывать подвластных ему "духов" и заставлять писачей выходить из завладеваемых ими человеческих тел; что дэнда помогает приобретать и развивать в себе ясновидение; предохраняет обладателя от джиннов (злых духов), болезней и дурного глаза; вылечивает ото всяких недугов; словом, что ее свойства те же, какими обладал великий "обезьяна-бог", и так далее.
- Но вы нам повторяете лишь то чтo, вероятно, ответил бы на наш вопрос сектант. А вы ведь не принадлежите к этому классу? Так вот мы желали бы знать, чтo вы нам ответите.
- Я отвечу, что палка без руки, сообщающей ей силу совершать тот или другой подвиг, бесполезна; что в руке раджа-йога, ум и воля коего действуют вполне сознательно, палка делается проводником этой воли, как телеграфная проволока, проводящая мысли того, кто посылает депешу, но остающаяся в отсутствии такого агента куском простого металла. В руке хатха-йога ее действия часто бывают изумительны, но так как ум двигательной силы действует бессознательно, то и свойства дэнда переменчивы и не всегда согласны с разумом и строгой нравственностью.
- Но разве хатха-йог действует бессознательно, как наши медиумы?
- Нет, не совсем. В принципе действуют его собственные желания и даже мышление; стало быть, он действует не бессознательно. Но, веря в своих несуществующих богов и их помощь, он не сознает своего полного сознания, не признает своего личного контроля. Обособляя действие от причинности, т. е. от своей сознательной воли, потому что большая часть таких чудодейных саньяси не философы, а просто фанатики, он и сам считает производимые им явления работой Ханумана и вводит других в заблуждение, сея вместо знания и добра одно суеверие, а часто и великое зло.
- Так, стало быть, и мой салиграм без моей воли не станет действовать? Но как же мне приобщить его к ней?.. Научите, ради истины и во имя человечества. Могу ли я, например, лечить им, производя месмерические пассы?..
- Если воля в вас сильна, желание помочь и любовь к человечеству непоколебимы, то, вероятно, вы на него, со временем, сильно подействуете. Но, повторяю, ваш салиграм обладает еще собственными, специально ему присущими качествами. Это тоже своего рода магнит, с которым вы можете делать разные опыты, разнообразя их до бесконечности, но специфические свойства которого всегда останутся при нем.
- Gare aux vaches, mon colonel,* [*Будете популярны у коров, мой полковник (фр.). - Прим. ред.] - засмеялась я.
- Ах, оставьте, прошу вас! Не мешайте! - замахал руками глубоко заинтересованный президент. - Ну, а вот ваши рудракши, на шее, тульси и эти tutti quanti* [*Подобные им (ит.). - Прим. ред.] аскетов? Чтo ж о них-то?.. Такие же, как и дэнда, - a?.. Ведь все-то это святыни, Шивы да Вишну, разных рудр да дэват, в которых вы не верите, но эмблемы коих вы все-таки носите, как будто на свете и нет других предметов с такими же полезными вам свойствами? - подмигнул полковник аскету, который и бровью не повел.
- Вы ошибаетесь. Я только не верю в сущность и личность таких богов. Я отвергаю тень, а не самое бытие. Я верю в эти мировые силы, облеченные народной фантазий в формы сохранителя и разрушителя; и зная кое-что из сокровенных соотношений таких сил с силами природы и ее вещественными произведениями, я не могу не верить в них. Иначе такие личности, как такур и даже я сам, не отдавались бы вполне и всецело служению им.
- Но зачем же в таком случае, - спросила я, впервые обращаясь к нему прямо, - именно "такие", как такур, позволяют жертвовать истиной и духом - форме?.. Вот наш Мульджи замазал себе в честь Маттры, без сомнения, весь лоб белой золой. Для чего это пачкание?
- Это не "пачкание", мам-саиб, - отвечал немного обиженный "генерал", - а уважение к вековым обычаям...
- Но ведь вы не шаива,* [*Шаива - поклонник Шивы, вайшнава - Вишну. Рудра - титул обоих богов - "господин".] для чего же вы следуете обычаю этих сектантов?..
- Потому что он общепринятый.
- Но в чем же заключается философия этого общепринятого обычая? На чем она основана?
- На сказке, - вмешался опять бабу. - Шива, видите ли, был тоже брахмачарьей, "девственным аскетом", как и Хануман; Смазанaм* [*Смазанам - место сожжения трупов браминов.] было его любимым местопребыванием; там, весь выпачканный в золе умерших, с человеческим черепом вместо чаши для воды и весь обвешанный, вместо гирлянд из цветов, тысячью восемью змеями, с Кодисемой* [* Кобра-капилла. Многие из факиров секты шаивы - носят эту змею живой на голове вместо тюрбана.] на голове, он имел такую ужасную наружность, что заслужил название Угры.* [*Угра - свирепый.] Но зато, когда его коллеги, другие боги, ради усмирения его слишком свирепого нрава, женили его на Парвати (Кали), то Угра сделался Сантой - святым.* [*Санта - святой. Игра слов: "из угры сделался сантой" значит - из свирепого превратился в святого.] Так вот, в память его аскетических подвигов шаивы и натирают себе тело и всю рожу белой золой. Двойное нравоучение басни: не делайся брахмачарьей и аскетом, пока не уверен в своем темпераменте; а затем, женись, если желаешь превратиться в святого мученика...