см. также стихи об Израиле >>
-
2 -
начинает бормотать молитвы. Мы уже на большой высоте, солнце стоит низко,
поднялся ветер - и дрожь пробегает по телу при выходе из жаркого вагона. Не
дрожь ли горького разочарования? Новый, но какой-то захолустный вокзал из
серого камня. Перед вокзалом галдят оборванные извозчики - евреи и арабы.
Дряхлый, гремящий всеми винтами и гайками фаэтон, пара кляч в дышле... И в то
время как сизый носильщик швыряет в фаэтон наши чемоданы, спутник мой
по-детски, ладонью наружу, закрывает глаза и тихо плачет, покачивая шляпой.
II
Вчера весь день я бродил по Иерусалиму, нынче объехал верхом
вокруг его стен и на закате возвратился к Западным воротам.
Как груба и стара громада ворот! Зубчатая сарацинская башня, в
упор освещенная низким солнцем, вся как будто из потемневшего от времени
железа. Небольшая площадь за воротами почти вся в тени, падающей и от них, и от
тяжкой цитадели Давида с ее рвами и бойницами. Направо - несколько европейских
домов, магазинов. Напротив - улица Давида: узкий, темный, крытый холстами и
сводами ход между старыми-старыми мастерскими и лавками. Из него выныривают
навьюченные ослы, фески, женщины, с головой завернутые в покрывала,
постукивающие деревянными скамеечками, заменяющими здесь туфли... Вечерний
свет, падающий из ворот на жерло этого входа, делает его совсем черным. Как раз
возле него - высокий, узкий дом, наш отель. Спрыгнув с лошади, я иду туда, где
провожу все вечера, - на крышу. Иду по внутренним и наружным лестницам, на
одном повороте останавливаюсь: за окном подо мной - громадный "водоем
пророка Иезекии", темно-зеленая вода которого стоит прямо среди домовых
стен с решетчатыми окошечками, пробитыми как попало - и очень высоко, и очень
низко. Медленно спускается из одного такого окошечка кожаное ведро на
веревке...
Солнце на закате. Я выхожу на крышу, снимаю пробковый шлем, и по
голове моей дует с запада сильный и прохладный ветер. Небо глубокое,
бледно-синее, без единого облачка. Я на темени Иудеи, среди волнистого
плоскогорья, лишь кое-где покрытого скудной зеленью. Все мягкого, но очень
определенного серо-фиолетового тона. Застывшие перевалы, глубокие долины, куполообразные
холмы... За мной, в закате - оливковые рощи и раскиданные по холмам здания:
католические приюты, школы, госпитали, виллы. На севере, на горизонте, - четкий
известковый конус, гора Самуила. На востоке, за Кедроном и горой Елеонской, -
Иудейская пустыня, долина Иордана и стеной нежно-фиолетового дыма заступивший
полнеба, ровный и высокий хребет от века таинственных Моавитских гор. Прямо же
подо мною плоской, голой кровлей желто-розового цвета лежит каменная масса
небольшого аравийского города, со всех сторон окруженного глубокими долинами и
оврагами.
"Иерусалим, устроенный, как одно здание!" - вспоминаю я
восклицание Давида. И правда: как одно здание лежит он подо мною, весь в
каменных купольчиках, опрокинутыми чашами раскиданных по уступам его сплошной
кровли, озаренной низким солнцем. Первобытно-простой по цвету,
первобытно-грубый по кладке, без единого деревца, - только одна старая высокая
пальма на южной стороне, - он весь заключен в зубчатую толщу стен и кажется
несокрушимым. Он, воспетый Давидом и Соломоном, некогда блиставший золотом и
мрамором, окруженный садами Песни Песней, ныне возвратился к аравийской
патриархальной нищете. Уступами сходящий к кремнистой ложбине Кедрона, к
переполненной несметными могилами Иосафатовой долине, окруженный пустырями и
оврагами, он кажется тяжким и грубым вретищем, одевшим славный прах былого.
Над ним высятся редкие минареты, католические колокольни и
рубчатый черно-синий купол приземистой мечети Омара, занявшей место храма
Соломона. За стеной домов, над водоемом, лежащим подо мною, два тоже рубчатых
черно-синих купола. Это главы тяжких, вросших в землю храмов над Гробом и
Голгофой. В чистом воздухе необыкновенно близка кажется мечеть. А до купола
Гроба просто хочется дотронуться. Тысячи черных стрижей верезжат и носятся над
этой каменной стариною. Солнце опускается, в темных норах и переходах, скрытых
кровлею города, в грязных базарных рядах замирает шум и говор торга... Боже,
неужели это правда, что вот именно здесь был распят Иисус? И неужели это над
его Гробом блещет теперь в полумраке византийских сводов и подземелий жуткое
великолепие несметных лампад, огромных погребальных свечей, золота и
драгоценных камней, стоит бальзамический дым ладана, запах воска, кипариса,
розовой воды!
Вот с какой-то католической башни одинокий звонкий колокол бьет
семь. Когда замирает его последний звук, издалека раздается грустный сильный
альт, призывающий к смиренному прославлению Аллы за мирно угасший день. Ветер с
запада, холодный. Солнце скрылось. На город и на всю Иудею пала легкая
пепельная тень. Моавитские горы - как южное море в тумане. Блекнет
серо-сиреневая пустыня Иордана. Пепел, павший на город, становится
розово-сизым. Ветер колеблет перья одинокой пальмы, возвышающейся над ним...
Я оборачиваюсь: мутно-лиловые облака плывут по бледно-алому
закату. Выше заката неба точно нет: что-то бездонное, зеленоватое, прозрачное.
Потом я снова гляжу на восток, и меня уже слепит печальная тьма быстро
набегающей ночи. Внизу стучат, поспешно закрывая лавки. Жизнь замирает,
прячется в свои норы. Сумрачны стали купола Мечети и Гроба. Темным
ветхозаветным Богом веет в оврагах и провалах вокруг нищих останков великого
города. Или нет, - даже и ветхозаветного Бога здесь нет: только веянье Смерти
над пустырями и царскими гробницами, подземными тайниками, рвами и оврагами,
полными пещер да костей всех племен и народов. Место могилы Иисуса задавлено
чернокупольными храмами. Мечеть Омара похожа на черный шатер какого-то
тысячелетия тому назад исчезнувшего с лица земли завоевателя. И мрачно высятся
возле нее несколько смоляных исполинских кипарисов...
"Се оставляется вам дом сей пуст..."
III
На Сионе за гробницей Давида видел я провалившуюся могилу, густо