см. также стихи об Израиле >>
-
4 -
камня на камне от великого, стократ погибавшего в крови и пламени Города Мира.
Ибо на долгий, долгий срок земля его, вся пропитанная кровью, должна была стать
"терном и волчцами".
Жить обычной жизнью после всего того страшного, что совершилось
над ней, Иудея не могла. Долгий отдых нужен был ей. Пусть исчезнет с лица ее
всякая память о прошлом. Пусть истлеют несметные кости, покроются маком могилы.
Пусть почиет она в тысячелетнем забвении, возвратится ко дням патриархов...
И она возвратилась.
1908
КАМЕНЬ
I
Открыв глаза, почему-то с особенной радостью увидал я нынче
открытое окно своей холодной каменной комнаты. На аршин от окна - высокая
желтоватая стена соседнего дома. Ранний солнечный свет золотит ее, заглядывает
и ко мне. Где-то внизу по-деревенски блеет коза, где-то вверху раздаются
звонкие голоса детей, собирающихся в школу. Вдали, на базарах, восторженно
рыдает осел.
Холодно и на крыше, но ослепительное солнце, только что
поднявшееся из-за Моавитских гор, над долинами, затопленными светлым паром, уже
пригревает одежду, руки. Прян утренний запах тлеющего на очагах кизяка, его
горячего дыма, выходящего из труб прозрачным, дрожащим. В тишине слышен плеск
бурдюков, опускаемых из окон в зеленую воду водоема, еще полного густой тени;
слышен зычный крик водоносов, бегущих по крытым уличкам базаров, говор и
дробный стук копыт на площади возле цитадели. Весело верезжат и носятся
несметные стрижи над розово-желтой кровлей города, над ее опрокинутыми
каменными и глиняными чашами, и вокруг черного купола Гроба. Жарко блещет
полумесяц на великолепной мечети Омара, такой одинокий среди окрестной старины
и бедности.
Стук копыт - это приводят лошадей для туристов и паломников
европейцев. Европейцы живут по отелям, католическим и протестантским миссиям,
осматривают святыни почтительно и спокойно. А говор - это говор русских мужиков
и польских евреев, идущих плакать. Одни будут лить слезы у Гроба, другие - у
Стены Плача, уцелевшей от храма Иеговы. Русские живут в скучных казенных
корпусах Православного Общества за Западными воротами. А евреи ютятся в
трущобах южного квартала и плачут у останков древнего Сиона, нарядившись в
бархатные халаты и польские шапки из остистого меха, под которыми видны на
затылках ермолки, а на висках огромные завитки.
Всё те, что спешат к мечети Омара, Стене Плача или просто на
базары, неминуемо должны пройти по улице Давида. В этом длинном каменном
коридоре, уступами спускающемся под уклон, в этих тесных и пахучих рядах
старого Востока течет непрерывная река - ослов, патеров, имамов, верблюдов,
женщин, турецких солдат, бедуинов и паломников всех исповеданий. Своды, холсты
и циновки делают его тенистым, но кое-где между ними видно яркое небо,
пыльно-золотистыми столпами прорезывается солнце, и даже в тени чувствуешь, как
быстро приближается жаркое палестинское утро. Вот серебром блеснули в этой
живой солнечной полосе две белые женские фигуры, вот, напомнив Яффу,
промелькнул в ней старик, курчаво-седой, черно-сизый, с толстыми губами,
тонкими борцами и раскрытой грудью, под черным платком и в пастушеской пегой
хламиде; вот ярко озаренный угол какого-то вросшего в землю дома, сложенного из
обломков дикого камня и древнееврейского мрамора, с травой на карнизе - над
входом в мясную лавку... Все сильнее и радостнее чувствуется близость к
какому-то далекому радостному утру дней Иисуса...
Один из переулков налево весь состоит из лавок с крестиками и
образками. Дальше калитка в каменной ограде, а за ней каменный двор, полный жаркого
солнца, стиснутый стенами греческих и латинских подворий и самого храма.
Мраморная паперть его занята торговцами, разложившими на ней все те же
кипарисные и перламутровые крестики, четки и раковинки. И этот двор, храм -
это-то и есть "Юдоль Мертвых". Некогда она лежала вне городских стен,
была пустошью, служила для свалки нечистот и крестной казни. Потом стала
величайшей святыней мира. И владели ею то Рим, поставивший над могилой
распятого храм Венеры, то Византия, то Хозрой, то Омар, то Готфрид, то султаны
Стамбула...
Фасад храма сер и тяжел. Входы его в больших глубоких сводах,
украшенных обветшалыми барельефами.
Один грубо заложен камнями. Другой широко зияет темнотой, усеянной
цветными огоньками лампад. Два старинных решетчатых окна во втором ярусе слишком
малы, незаметны по сравнению с фасадом. И фасад кажется частью слепой
крепостной стены. Толпой выходят русские мужики и бабы, оборачиваются,
кланяются до земли и, встряхнув волосами, вздыхая и вытирая полами заплаканные
глаза, идут бродить по базарам... Злорадно верезжат и черными стрелами носятся
вокруг горячо нагретых стен стрижи... Снисходительно-ласково, притворно-сердито
воркуют голуби на выступе карниза...
В портале, на широких нарах, курят, пристально глядя на шахматы,
турецкие солдаты. Дальше - сумрак первого притвора, и среди исполинских
погребальных свечей, на низком помосте, под балдахином, увешанным дорогими
разноцветными лампадами, - желто-розовая плита: Камень Помазания. Налево -
ротонда под колоссальным несведенным куполом, детски расписанным облаками,
лазурью, ангелами. Посреди - часовня песочного мрамора, вся в блестящих окладах
и горящих лампадах. У входа ее горят разноцветные свечи, перевитые сусальным
золотом, выше роста человеческого... Вот он, этот жуткий погребальный Вертеп, такой
тесный, что в нем трудно повернуться, и настолько залитый светом, что в нем
слепнешь и не сразу разглядишь у стены направо низкую лежаночку из мрамора! А к
ней-то и текут со всего мира, ее-то и кропят ежечасно розовой водой, над ней-то
и пылают пятьдесят лампад и целые костры восковых свечей...
После жара и блеска Вертепа, сумрачно кажется в Ротонде. Тут с
утра до вечера - сплошной крестный ход, давка, слезы, рыдания, служба на всех
языках. Служат и в греческом соборе, рядом, и в католических приделах, и на
Голгофе - маленьком темном алтаре, куда поднимаются из преддверия Ротонды по