см. также стихи об Израиле >>
-
6 -
каменные плиты. Мертвенно-холодно сияли вечно-свежие краски мечети,
возвышавшейся в своем азиатском великолепии среди света и зноя, под слегка
аспидным аравийским небом.
Она царит надо всем, что вокруг нее, и вся на фоне этого неба. Ее
длинный восьмиугольник, весь из золотистых мраморов, и нежно-лазурный барабан,
поддерживающий купол, все это немного приземисто по сравнению с величиной
темно-синего свинцового полушария, рубчатого сарацинского купола, увенчанного
необычно большим золотым серпом луны с соединяющимися острыми концами.
По-аравийски сумрачная вверху, по-дамасски блистающая инкрустациями снизу,
мечеть резко глядит в пролеты колоннады.
Мы поднялись на помост. И тогда мечеть еще ослепительнее предстала
перед нами своей громадой. Почти правильная полусфера купола чуть-чуть
заострена на вершине, чуть-чуть вогнута у основания - и кажется легкой. Верхний
карниз барабана и пространство между его окнами - все в лазурных и белых
майоликах, испещренных золотою вязью куфических надписей. Широкая, блистающая
полировкою лента белых и лазурных изразцов, тоже вся в золотой вязи, идет и над
большими полукруглыми окнами по стене самого восьмиугольника.
Худой, живоглазый мулла быстро распахнул дверь, и, разутые,
скользя по желтым камышовым циновкам, вступили мы в прохладу и сумрак, слабо
озаренный голубым и розовым светом драгоценных разноцветных стекол. "Что
это кажется странным в этой мечети?" - думал я, пока глаза мои привыкли к
ее полусвету. И, наконец, понял: ах, то, что нет в ней обычного простора!
Простора нет потому, что стоит в ней восьмиугольная колоннада:
восемь широких столпов и шестнадцать колонн, соединенных архитравом. Пролеты
между ними - арками. Как старинная парча, покрывает эти столпы и архитрав
блеклая зелень, матовое серебро и золото мозаики, переносящей мысль к Византии.
Византийскими капителями увенчаны и колонны.
Но мало того: за этой аркадой высится вторая - круг из четырех
столпов и двенадцати колонн, поддерживающий барабан с куполом, круг колонн
яшмовых и порфировых - наследие Соломона и Адриана. И уже совсем необычно то,
что с великим изумлением видишь в этом круге, за этими колоннами, за
соединяющей их невысокой бронзовой решеткой: под зеленым шелковым балдахином,
нарушая всякое представление о всяческой человеческой постройке, тяжко и грубо
чернеет дикая морщинистая глыба гигантского камня! Купол выстлан внутри той же
матовой зелено-золотой парчой мозаики. Сказочно-разноцветное сияние льют
рубиновые, сапфировые, топазовые стекла. Неясно блистает весь храм мраморами и
загорающимися гранями хрусталя на несметных люстрах. Тонким ароматом кипариса и
розовой воды напоен прохладный сумрак... Зачем же так первобытно вторглась в
этот божественный молитвенный чертог сама природа?
Талмуд говорит:
"Камень Мориа, скала, на которой первый человек принес первую
жертву Богу, есть средоточие мира. Скалу Мориа, что была покрыта некогда храмом
Соломона, а ныне хранима мечетью Омара, положил в основание вселенной сам
Бог".
Древние книги и легенды Иудеи и Аравии говорят:
"В Иерусалиме Бог сказал Скале: ты - основание, от коего
начал я создание мира... От тебя воскреснут сыны человеческие из мертвых".
"Сойдя в пещеру под Скалой, Медшир-ед-Дан видел чудо чудес:
колеблющаяся глыба Скалы, ничем и никем не поддерживаемая, висела в высоте,
подобно парящему орлу".
Магомет - в ночь своего путешествия из Медины в Иерусалим на
верблюдице Молнии - "стал своей священной стопою на Скалу Мориа,
раскачивающуюся между небом и землею". Был взмах, почти достигший врат
рая, - и Скала издала крик радости. Но пророк повелел ей молчать - и вошел во
врата рая. А Скала вновь пала к земле - и вновь вознеслась - и в движении своем
пребывает и доныне: "не мешаясь с прахом и не смея преступить неба".
Кабалистические книги говорят:
"Адонаи-Господь воздвиг в Бездне Камень и начертал на Камне
имя святое. Когда поднимаются воды Бездны до Камня, они отбегают вспять в
ужасе. Когда произносится ложное слово, Камень погружается в воды - и смываются
буквы святого имени. Но ангел Азариэла, имеющий 17 ключей к таинству святого
имени, снова пишет его на Камне, и оно снова гонит прочь воды".
"В дни пророков Камень был внутри святилища храма Соломона, и
первосвященник ставил на нем курящуюся кадильницу. На нем же стоял и Ковчег
Завета, урна с манной и лежал вечно цветущий жезл Аарона. Ныне Ковчег Завета скрыт
в тайниках под Камнем, где сохранял его от врагов сам Соломон, которому Камень
давал неземную силу: с него видел царь весь мир от края и до края - и понимал
язык птиц и зверей".
Но вот в день падения храма, в девятое число месяца Аба, Камень
Жизни останавливается. Сила его иссякает. Тайну Тайн, неизреченные письмена,
означающие святое имя, прочел Иисус. И к нему же перешла и сила Камня.
"Иисус, воспринявший силу его, творил чудеса этой силой". Где же
теперь силы Камня?
После Иисуса, говорит Ислам, сила Камня перешла к пророку. И прав
Ислам: пророк дал "движение" Камню. "Но недолго сияло солнце
Ислама во всей славе своей". Что же готовит миру будущее?
1908
ШЕОЛ
В сумерки, проходя по базару в Яффе, я нечаянно поднял глаза и
увидел тонкий серп луны. Закрывались в полумраке рядов лавочки, проносили от
фонтана последние кувшины. Собаки, горбясь и сливаясь с темнотой внизу,
подбирали остатки торга. Неожиданно дошла откуда-то нежная сладость цветущего
дерева. Я поднял глаза и увидел в легком и прозрачном небе вихор пальмы, а над
ним - острый, чистый, тонкий "лук Астарты".
На берегу, под городской стеной, тянуло теплым ветром с неоглядной
мелкой зыби взморья. Чуть видные, мягко и красиво намазанные сизой мутью облака
терялись на закате... "Сумерки, море, угол ханаанско-аравийских
берегов..." - подумал я. Над стеной, в старом каменном домишке, зияет