"
Верлен и Сезан"
Я стукаюсь о стол, о шкафа острия -
четыре метра ежедневно мерь.
Мне тесно здесь в отеле Istria -
на коротышке rue Campagne - Premiere.
Мне жмет. Парижская жизнь не про нас -
в бульвары тоску рассыпай.
Направо от нас - Boulevard Montparnasse,
налево - Boulevard Raspail.
Хожу и хожу, не щадя каблука,-
хожу и ночь и день я,-
хожу трафаретным поэтом, пока
в глазах не встанут виденья.
Туман - парикмахер, он делает гениев -
загримировал одного бородой -
Добрый вечер, m-r Тургенев.
Добрый вечер, m-me Виардо.
Пошел: "За что боролись? А Рудин?..
А вы, именье возьми подпальни..."
Мне их разговор эмигрантский нуден,
и юркаю в кафе от скульни.
Да. Это он, вот эта сова -
не тронул великого тлен.
Приподнял шляпу: "Comment ca va,
cher camarade Verlaine?"
Откуда вас знаю? Вас знают все.
И вот довелось состукаться.
Лет сорок вы тянете свой абсент
из тысячи репродукций.
Я раньше вас почти не читал,
а нынче - вышло из моды,-
и рад бы прочесть - не поймешь ни черта:
по-русски дрянь,- переводы.
Не злитесь,- со мной, должно быть, и вы
знакомы лишь понаслышке.
Поговорим о пустяках путевых,
о нашинском ремеслишке.
Теперь плохие стихи - труха.
Хороший - себе дороже.
С хорошим и я б свои потроха
сложил под забором тоже.
Бумаги гладь облевывая
пером, концом губы -
поэт, как блядь рублевая,
живет с словцом любым.
Я жизнь отдать за сегодня рад.
Какая это громада!
Вы чуете слово - пролетариат? -
ему грандиозное надо.
Из кожи надо вылазить тут,
а нас - к журнальчикам премией.
Когда ж поймут, что поэзия - труд,
что место нужно и время ей.
"Лицом к деревне"- заданье дано,-
за гусли, поэты-други!
Поймите ж - лицо у меня одно -
оно лицо, а не флюгер.
А тут и ГУС отверзает уста:
вопрос не решен. "Который?
Поэт? Так ведь это ж - просто кустарь,
простой кустарь, без мотора".
Перо такому в язык вонзи,
прибей к векам кунсткамер.
Ты врешь. Еще не найден бензин,
что движет сердец кусками.
Идею нельзя замешать на воде.
В воде отсыреет идейка.
Поэт никогда и не жил без идей.
Что я - попугай? индейка?
К рабочему надо идти серьезней -
недооценили их мы.
Поэты, покайтесь, пока не поздно,
во всех отглагольных рифмах.
У нас поэт событья берет -
спишет вчерашний гул,
а надо рваться в завтра, вперед,
чтоб брюки трещали в шагу.
В садах коммуны вспомнят о барде -
какие птицы зальются им?
Что будет с веток товарищ Вардин
рассвистывать свои резолюции?!
За глотку возьмем. "Теперь поори,
несбитая быта морда!"
И вижу, зависть зажглась и горит
в глазах моего натюрморта.
И каплет с Верлена в стакан слеза.
Он весь - как зуб на сверле.
Тут к нам подходит Поль Сезан:
"Я так напишу вас, Верлен".
Он пишет. Смотрю, как краска свежа.
Monsieur, простите вы меня,
у нас старикам, как под хвост вожжа,
бывало от вашего имени.
Бывало - сезон, наш бог - Ван-Гог,
другой сезон - Сезан.
Теперь ушли от искусства вбок -
не краску любят, а сан.
Птенцы - у них молоко на губах,-
а с детства к смирению падки.
Большущее имя взяли АХРР,
а чешут ответственным пятки.
Небось не напишут мой портрет,-
не трут понапрасну кисти.
Ведь то же лицо как будто,- ан нет,
рисуют кто поцекистей.
Сезан остановился на линии,
и весь размерсился - тронутый.
Париж, фиолетовый, Париж в анилине,
вставал за окном "Ротонды".
1925
|